![](https://e4948a91a5.cbaul-cdnwnd.com/7bfd8b1a82b3218e857c96dd73751150/200207584-304ab304ae/баннер КЛ_большой.jpg?ph=e4948a91a5)
Эдуард Байков. Великая коэволюция. Введение
04.11.2015 17:48ЭДУАРД БАЙКОВ
ВЕЛИКАЯ КОЭВОЛЮЦИЯ.
ПРОЛЕГОМЕНЫ
Научная монография
2009
Посвящается памяти профессора Г.Х. Мусина
Научный редактор:
д-р философских наук, доцент кафедры философии Уфимского государственного нефтяного технического университета В.Е. Бугера
Рецензенты:
д-р химических наук, зав. кафедрой математики и информатики Башкирского института социальных технологий Академии труда и социальных отношений, проф. М Ю. Доломатов;
д-р педагогических наук, проф. кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета Ф.Ш. Терегулов
Байков Э. А.
Великая коэволюция. Пролегомены: Науч. монография / Э.А. Байков. – 2009. – 156 с.
В предлагаемой работе предпринимается попытка объяснить бытие в мире, его осуществление с помощью теории коэволюции – совместного развития систем во Вселенной. При этом взаимосвязанное развитие любых систем происходит всегда и везде на синергетических основаниях, и, кроме того, имеет диалектически противоречивый характер – как антагонистический, так и неантагонистический. На определенном этапе развития материи, в коэволюционные процессы активно вмешивается разум, общество, человек, в результате чего коэволюция природных и общественных систем приобретает взаимодополняющий вектор.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
НЕМНОГО ЛИКБЕЗА
ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ КОЭВОЛЮЦИИ
АТРИБУТ БЫТИЯ В МИРЕ
НОВЫЙ ПОДХОД
ДОВОДЫ ТОЧНЫХ НАУК
ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОЭВОЛЮЦИИ
ТРИ ВОЛНЫ ЗЕМНОЙ КОЭВОЛЮЦИИ
СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МАТЕРИИ
СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ
ЧАСТЬ II. КОЭВОЛЮЦИЯ БИОСОЦИОСИСТЕМЫ
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ СРЕЗ
КОЭВОЛЮЦИЯ И НЕГЭНТРОПИЯ
ЧЕЛОВЕКОРОЖДЕННЫЕ ОБОЛОЧКИ ПЛАНЕТЫ
ВТОРАЯ ПРИРОДА
КОЭВОЛЮЦИЯ – ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ СОВРЕМЕННОСТИ
КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИОЭТНОГЕНЕЗА
ТИПЫ УРБАНИСТИЧЕСКИХ ЛАНДШАФТОВ
АНТРОПОТЕХНОГЕННЫЙ ФАКТОР КОЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПЛАНЕТАРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
РИМСКИЙ КЛУБ И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
ЧАСТЬ III. КОЭВОЛЮЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ НООСФЕРЫ
НООСФЕРА И ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ
ВИРТУАЛЬНОСТЬ В НООСФЕРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОЭВОЛЮЦИЯ – СТОЛБОВАЯ ДОРОГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
КОЭВОЛЮЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
КОЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ВВЕДЕНИЕ
«Единая теория структуры реальности... это просто комбинация четырех общепринятых фундаментальных теорий о соответствующих им областях».
Дэвид Дойч «Структура реальности»
Что такое философия? Одни трактуют это понятие весьма узко: философия – одна из наук. Вторые берут пошире: философия есть метанаука, наука всех наук. Третьи – «обособленцы» – заявляют: философия – это такой же равноправный тип знания и мировоззрения, как и остальные области духовной культуры – наука, искусство, мифология, религия, оккультизм, идеология, право, мораль.
Автор придерживается третьей точки зрения, с одним дополнением – философия действительно выступает в качестве метанауки, метазнания для всех научных дисциплин и направлений. Она дает науке (и разным ее областям) всеобщие принципы и методы познания, в том числе универсальные категории мышления. К основным философским категориям до сих пор относили: бытие, материя, сознание (дух), пространство, время, движение, развитие, всеобщая связь, системность… И еще немалое количество специальных категорий – определенности, обусловленности, целостности.
Бытие есть та данная нам реальность, в которой все мы пребываем и которую отражаем посредством своей психики (сознания). Бытие проявляется в форме пространства (протяженное и структурированное осуществление действительности) и времени (длительное и последовательное осуществление действительности). Бытие находится в постоянном движении (изменении объектов в пространстве и времени; в том числе качественном изменении – развитии). Также бытию изначально свойственна всеобщая связь (когерентность) всех явлений, объектов и феноменов мира.
Разумеется, бытие осуществляется как материальная объективная реальность. При этом материя не существует как-то полностью бессвязно и неупорядоченно, в этаком тотальном хаосе. Материальные объекты, феномены, процессы и явления всегда выступают (проявляют себя) как различные и многообразные системы, то есть целостные структуры, некие отграниченности элементов, объединенных в единое образование.
Все есть материя – бесконечная, разнообразная, постоянно меняющаяся (на фоне относительной устойчивости отдельных систем), существующая в форме систем, совокупность которых образует Мегасистему – Универсум (Вселенную, Метагалактику).
А вот с такой категорией, как сознание, или дух, дело обстоит совсем не просто. Именно здесь сокрыт камень преткновения в спорах философов и ученых всех времен и народов. Речь идет об основном вопросе философии. Согласно идеалистам, первичен дух; согласно же материалистам – первична материя, а сознание есть лишь свойство (функция) материи (организма, мозга), заключающееся в отражении (идеальном отображении) бытия – внешнего и внутреннего мира. Есть и дуалисты, рассматривающие материальное и духовное (идеальное) в качестве двух равноправных начал. Не будем пока спорить по этому поводу, лучше отправимся дальше и откроем для себя новую, доселе неизвестную большинству грань бытия (во всяком случае, автор ранее не встречал в научно-философской литературе именно ТАКУЮ, точную и максимально широкую, трактовку этой важнейшей грани, о которой речь пойдет ниже).
Хотелось бы выразить искреннюю признательность всем тем, кто более или менее плотно занимался проблемой коэволюции (из числа известных автору предшественников).
Прежде всего, следует отметить самоотверженный научный и философский труд кибернетика, математика, академика Никиты Николаевича Моисеева, биолога, философа, доктора философских наук, профессора Регины Семеновны Карпинской, биолога, генетика, биофизика, академика Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского, эколога, доктора экономических наук, профессора Виктора Ивановича Данилова-Данильяна, философа, эколога, доктора философских наук Анатолия Алексеевича Горелова. Особая благодарность великим ученым мужам – Владимиру Ивановичу Вернадскому, Пьеру Тейяру де Шардену, Эдуару Леруа Ладюри, Льву Николаевичу Гумилеву, Карлу Марксу, Фридриху Энгельсу, Илье Романовичу Пригожину, Герману Хакену, Изабелле Стенгерс, Конраду Лоренцу, Нильсу Хенрику Давиду Бору. А еще современному (во всех смыслах) большому мыслителю и честному исследователю Роберту Антону Уилсону.
© Эдуард Байков, текст, 2009
© Книжный ларёк, публикация, 2015
Теги:
—————